А у нас новая рубрика — про вино!

А у нас новая рубрика — про вино!

Print Friendly, PDF & Email

Как и обещали, открываем новую четверговую и абсолютно непрофессиональную рубрику «Про вино» (извините, в этот раз немного припозднились, но отныне мы — как часы).

Давайте сразу договоримся:  если вы знаете, чем отличается Рислинг от Гевюртцтраминера, а Шираз от Сира, и вообще хорошо представляете, что искать на винных полках наших и не только магазинов – вот прямо сразу закрывайте эту статью и ни в коем случае не читайте дальше. И вообще – эта рубрика не для вас. Потому что а) мы не претендуем на глубокое погружение в вопрос  б) хотя и ставим перед собой просветительские задачи,  готовы довольствоваться весьма поверхностным результатом. Девиз нашей рубрики – от чайников — чайникам!

Чего же мы хотим и почему вообще взялись за этот предмет? Потому что однажды открыли для себя разные удивительные вещи про вино и теперь мучительно хотим  делиться.  Мы – как у Льюиса Кэрролла:  заглянули в замочную скважину, а там такое!!!!!  И хочется пробовать всякое разное, чтобы проникнуть внутрь и познакомиться поближе.  Еще хочется, чтобы у вас с вином получилась своя любовная история, а вы, может быть, поделитесь ею с кем-то дальше. Больше любителей вина – хороших и разных!

Вообще в этой теме все очень сложно и запущено, и не видно конца и края, и никогда не остановиться. Вина совсем как люди – их бесконечные тысячи, но одно не похоже на другое, и каждое неповторимо. Рожали их в мучениях и любви, берегли от болезней и непогод, отдавали весь жар сердечный, и иногда получалось что зря, а иногда – что тысячекратно возвратилось. Вот ты вдыхаешь этот ежесекундно другой аромат, слушаешь, как вступает в преступную связь с гортанью и нёбом, пульсирует под языком  первый глоток, и сердце твое переполняется благодарностью к Создателю. И время останавливается, правда-правда!

У нас в стране отношение к вину такое же, как к знаменитому квадрату Малевича и вообще многому непонятному в этой жизни: если измерить чем-то конкретным чудо нельзя,  начинают подозревать всемирный заговор.  Что-то в этом, конечно, есть: как и в искусстве, критерии качества (и соответственно стоимости) в винной индустрии опираются на банальный маркетинг. А популярность многих производителей строится на удачных оценках экспертов-энологов. По-честному, получается, что эта популярность субъективно привязана к личному вкусу и предпочтениям какого-то одного, хоть и супер профессионального, но человека. Все так и с этим ничего не поделаешь —  лидеры мнений,  диктующие моду на все что угодно, существовали и будут существовать. Но не отчаивайтесь:  в поисках совершенства, каждый из нас все равно пройдет лично свой путь, даже если он и проложен неподалеку от проторенных рекламой и маркетингом трасс.

Основная причина, по которой вино так и не стало напитком №1 в нашей стране – конечно отсутствие собственных винодельческих традиций.  Увы, эксперты сходятся в своем мнении – климат у нас для этого абсолютно не подходящий (и Крым, и Кавказ – не исключение). Кроме того, чтобы оценить вино по достоинству требуется определенная подготовка.  Без этого просто невозможно почувствовать все богатство сложной вкусовой палитры, это как дать Кафку школьнику – все буквы знакомы, но смысл ускользает.  С ходу угадывать составляющие детали напитка не просто,  тут требуются не только хорошие обонятельные навыки, но и способность удерживать и сопоставлять разные вкусы и ароматы, выделять их из общей массы. Это довольно сложная работа не только для ваших рецепторов, но и для вашего мозга. Не имея специального опыта, мы часто чувствуем в вине некоторую насыщенность, но вот выловить в урагане сложно скомбинированных  оттенков отдельные элементы — не можем.  И если вам случайно попадается нечто дорогое и незаурядное, а вы при этом ничего не чувствуете, дело не в том, что вы — дурак, а вино за 5000 рублей – бытовое мошенничество. Просто начинать тренировку рецепторов следует с чего-то маленького и скромного.

При этом отсутствие опыта еще не приговор:  даже если вы недавно вступили в ряды любителей этого нашего все, а ваше вино не назовешь слишком пожилым, можно и нужно извлечь из процесса винопития массу удовольствий.  Главное – знать, как это правильно сделать. Приготовим  глаза, нос и рот, и начнем изо всех сил.

marta_eyesГлаза

Немного наклоните бокал и посмотрите через него на свет. Теперь изучите бокал на фоне белой скатерти или салфетки. Красиво?  На самом деле – не только. Цвет вина даст вам много полезной информации. Например, географической: прозрачные, блеклые оттенки имеют вина из северных регионов. Чем ближе к югу, тем темнее вино. Или исторической:  старые красные вина, как правило, имеют темный, почти коричневый цвет, переходящий в оранжевый и охряной по краям бокала. Выдержанные белые вина блистают золотом и предпочитают соломенные и янтарные оттенки. Важная информация здравоохранительного толка: коричневый цвет, мутность или наличие осадка — плохой симптом для вина, чей возраст далек от преклонного.

Перед тем как пробовать, посмотрим —  какие у вина «ножки»: если наклонить бокал, а потом вернуть его в исходное положение, оставшаяся на стенках жидкость будет стекать, оставляя за собой следы. Эти следы сигнализируют о наличии в вине сахара и спирта: толстые и, простите за выражение, жирные «ножки» — крепкие, густые, сладкие вина. Таким образом, просто внимательно разглядывая наше вино, можно заранее представить его вкус.

marta_noseНос

Честную половину очарования вина составляет его аромат. Чем старше вино, тем сложнее он устроен, и тем медленнее раскрывается. Для того чтобы почувствовать аромат сложносочиненного вина в полной мере, его декантируют – открывают заранее, чтобы соединяясь с воздухом, оно постепенно демонстрировало весь свой букет. Пробуя редкое, выдержанное вино (ну а вдруг вам повезло?) придется дробить ногой в ожидании чуда несколько томительных часов.

Любое вино заиграет по-новому в правильном бокале полуэллипсоидной, тюльпанообразной формы, объем которого должен составить 210-225 миллилитров.  Не жадничайте, заполните его только на одну треть: вину просто жизненно необходимо иметь личное пространство, где будут происходить сложные химические пертурбации. Держите бокал за ножку – поначалу не очень удобно, но к этому нужно привыкнуть:  если держать бокал за чашу, она быстро нагреется вместе со всем содержимым до неправильной температуры. Правильная температура для большинства вин составляет 19-22 градуса, то есть перед подачей, вино все-таки следует немного охлаждать. Вы, наверное, слышали про «комнатную температуру», которая якобы требуется для подачи вина – не верьте, это всего лишь лингвистический анахронизм.  Конечно, это неплохо работало в те далекие времена, когда под комнатами подразумевались замковые покои, приятно охлажденные метровой кладкой стен. Сегодняшние коммунальные условия сильно поменялись. Фактически, под комнатной температурой подразумевается замковая, то есть подвальная температура, и если вы не владелец замка — тащите вино в холодильник, не раздумывая.

Во время дегустации аромат вина меняется, проходя несколько этапов. Это сложный процесс, и для того, чтобы погрузиться в него, вам потребуется не один, а целых три носа. «Первый нос» — так называется аромат, который вы чувствуете после того, как вино оказалось в бокале. Это летучие соединения, быстро исчезающие при контакте с воздухом. «Второй нос» — новые нотки появляются после того как вино немного взбалтывают, вращая бокал (удобно делать это, совершая быстрые круговые движения ножки бокал по поверхности стола).  Такая встряска насыщает вино кислородом, избавляет его от остатков углекислоты, накопившейся при хранении, и запускает химические процессы, меняющие аромат. «Третий нос» — остается после того как все летучие ароматы ушли, спустя несколько минут после того, как вино налили в бокал. У молодых вин все эти этапы проходят довольно быстро, а запахи мгновенно трансформируются и уходят.  Старые, выдержанные вина, будут меняться до тех пор, пока вы не допьете бутылку. Это отдельный, захватывающий спектакль, следить за которым крайне увлекательно.

marta_mouthРот

Правила вежливости не велят говорить с набитым ртом. То же самое, только еще строже относится и к вину. Не лишним будет даже прополоскать рот водой, чтобы избавиться от посторонних привкусов. Первый глоток самый важный: наберите немного вина в рот, и отправьте его в путешествие к языку, деснам, внутренней поверхности щек. Позвольте вину побывать на самой границе, в задней части полости рта, а затем верните в переднюю. Не разжимая зубов, слегка приоткройте губы и втяните немного воздуха. Потренируйтесь перед зеркалом в ванной. Звук получается немного нелепый, но не стесняйтесь – знающие люди сразу признают в вас профессионала. Нет, нет – смысл этих действий не в том, чтобы повеселить друзей. Задача — вовлечь в работу максимальное количество рецепторов, которые хранятся без дела в вашем рту. Пробуя, оцените всю гамму вкусовых ощущений, прислушиваясь к таким параметрам как: сладость, кислотность, наличие танинов. Не забывайте и про консистенцию: легкое, плотное, маслянистое.

Если красное вино вяжет, значит, вы встретили танины. Танины — обязательный элемент любого хорошего вина, они дают ему потенциал для длительного хранения и возможность стать лучше, если вы подождете с дегустацией еще несколько лет. Со временем танины смягчатся, вино станет сбалансированным. Даже если вы преданный любитель молодой хурмы, имейте в виду — слишком резкие, «агрессивные» танины — недостаток.

Ощущение тепла во рту дарит спирт. Вино «вялое», если в нем не хватает кислотности. Это нередко свойственно винам из южных стран либо винам из винограда, созревшего в очень жаркое лето и недобравшего кислотность. Металлический привкус свидетельствует об избытке винной кислоты.

Хорошее вино — это в первую очередь вино уравновешенное и гармоничное, разные его части взаимно дополняются и в итоге составляют единое целое: остаточный сахар и спирт компенсируются и уравновешиваются кислотностью и танинами.

marta

Конец первой части.

А теперь бонус для тех, кто дочитал до конца: ответ на вопрос — почему принято обращать внимание на винную пробку?

Чтобы вино не теряло своих свойств, его хранят лежа – в таком положении пробка всегда омывается вином и не сохнет. Таким образом, посмотрев на пробку, вы можете определить, как хранили ваше вино. А нюхают пробку для того, чтобы убедиться в отсутствии на ее поверхности болезнетворных организмов, которые поселяются в порах пробки и пренеприятно пахнут грязной тряпкой и псиной, добавляя этого волшебства в аромат и вкус самого вина.

 

 

2 комментария

  1. Оля says:

    Требую дальше! Тренирую рот, пока другие органы в пролете в связи с ОРВИ))

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*